Программа нравственно-патриотического воспитания
МКДОУ Еланский детский сад «Колосок»
Нормативно-правовое обеспечение
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
-Конституция Российской Федерации;
-Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
-Указ президента Российской федерации от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»;
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Содержание программы
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Интегративность программы.
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Формы организации воспитания и обучения.
Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий образовательного учреждения.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
- мой детский сад
- будем Родине служить
- моя малая родина
- моя семья
- страна, ее столица, символика
- культура и традиции
- мой город
- правила, по которым мы живем
В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы нравственно-патриотического воспитания с учетом принципов:
- системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;
- адресного подхода, который предполагает учет индивидуальных особенностей группы;
- универсальности основных направлений нравственно-патриотического воспитания, предполагающего использование социально-ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
- воспитание доброжелательности;
- усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках;
- благожелательные взаимоотношения в группе;
-представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
-доброжелательные отношения в группе;
-чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
-представления о родственных отношениях в семье;
- представления о социуме.
В старшей группе формируются :
-взаимоотношения в группе;
-межличностные отношения;
-умение оценивать свои поступки и поступки других;
-интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной к школе группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать ее;
- умение вежливого обращения к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива класса;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Тематическое планирование
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Моя семья |
Игра-драматизация «Петушок и его семья» |
Беседа «Наша дружная семья» |
Беседа «Семья и родной дом» |
Беседа «7Я» |
Подвижная игра «Курица и цыплята» |
Дидактическая игра «Маленькие помощники» |
Беседа «Мой папа» |
Беседа «моя мама – лучше всех» |
Игра-беседа «Я люблю папу и маму» |
Инсценировка «Ушки-неслушки» |
Беседа «Бабушка и дедушка в семье» |
Беседа «Пожилые люди» |
Дидактическая игра «В гостях у куклы Антоши» |
Дидактическая игра «Дружная семейка» |
Беседа «Моя родня» |
Беседа «Дети и родители» |
Мой детский сад |
Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» |
Занятие «Путешествие по детскому саду» |
Рисунок-рассказ «Мой детский сад» |
Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья» |
Экскурсия в медицинский кабинет» |
Беседа «Мой воспитатель» |
Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» |
Беседа «Что такое детский сад?» |
Экскурсия в прачечную |
Экскурсии по этажам детского сада |
Игра-путешествие по территории детского сада |
Экскурсия в «уголок леса» |
Мой город |
Экскурсия по территории детского сада |
Экскурсия «Почта» |
Экскурсия «магазин» |
Экскурсия «Православный храм» |
Игра-путешествие «Мой город» |
Экскурсия в лес |
Экскурсия «Библиотека» |
Экскурсия «Аптека» |
Экскурсия «Улица города» |
Экскурсия в детский городок |
Экскурсия к памятнику |
Экскурсия по городу |
Моя Родина |
Путешествие по разноцветной земле «В хвойном лесу» |
Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут» |
Игра-развлечение «Вороний день» |
Интеллектуальная игра «Мы патриоты» |
Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей» |
Беседа «Малая родина» |
Игра-развлечение «История одной куклы» |
Развлечение «Медвежий праздник» |
Путешествие по разноцветной земле «Север и Юг нашей страны» |
Игра-инсценировка |
Игра-путешествие «Широка страна моя родная» |
Развлечение «Посиделки» |
Страна, ее столица, символика |
Игра-беседа «Малая родина» |
Развлечение «Русский национальный костюм» |
Беседа «Моя родина» |
Беседа «Наша Родина – Россия» |
Игра-беседа «Родная страна» |
Беседа «Я люблю тебя, Россия» |
Беседа «Государственные символы России» |
Игра-путешествие «Береза – символ России» |
Беседа «Природа России» |
|
Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины» |
Беседа «Россияне – граждане России» |
Будем Родине служить |
Игра-соревнование «Сильные и ловкие» |
Беседа «Дни боевой славы» |
Литературная композиция «День Победы» |
Беседа «Юные герои войны» |
Беседа «Наша армия» |
Беседа «Наша родная армия» |
Беседа «Что такое героизм?» |
Военно-спортивная игра «Будущие защитники» |
Беседа «Маленький капитан» |
Игра-соревнование «Вместе с папой» |
Беседа «9 Мая – день победы» |
Беседа «Русские богатыри» |
|
|
|
Беседа «Праздник Победы» |
Культура и традиции |
Игра-путешествие «Масленица» |
Игра-развлечение «Осенины» |
Беседа «Русские Матрешки» |
Развлечение «Осенины» |
Игра-развлечение «Вот так конь!» |
Рождественские посиделки «Рождество Христово» |
Праздник «Рождество Христово» |
Рождественские посиделки «Рождество Христово» |
Игра-развлечение «Кот Васька» |
Беседа-игра «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» |
Развлечение «Масленичная неделя» |
Развлечение «Масленичная неделя» |
Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» |
Игра-развлечение «В гости к Танечке пойдем» |
Игра-путешествие выставка дымковских игрушек» |
Тематическое развлечение «Христово Воскресение» |
Правила, по которым мы живем |
Игра-беседа «Каждой вещи - свое место» |
Игра «Мы дежурим по столовой» |
Игра-беседа «Учимся правильно говорить» |
Игра-беседа «Мы все разные, но мы все равны», дидактическая игра «Мы все разные, но мы все равны» |
Дидактическая игра «Не поделили игрушку» |
Беседа «Можно ли приносить игрушку в детский сад» |
Игра-беседа «Правила, по которым мы живем» |
Беседа «Я выбираю сам» |
Игра «Мы едим» |
Игра-беседа «Я берегу игрушку» |
Беседа «Наши отношения» |
Беседа «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка» |
Игра-беседа «Я берегу игрушки и одежду» |
Игра «Умоем куклу Таню» |
Творческая игра «Страна вежливости» |
Игра-развлечение «О правах – играя» |